16:16 Александр Либиэр Логотерапия Франкла, или Ключ к тайне личности | |
Александр ЛибиэрЛоготерапия Франкла, или Ключ к тайне личностиВ академической науке имя Франкла можно выделить особенным образом. Для меня этот человек велик в том, что именно он в своих книгах указал современному человечеству тот путь движения, о котором учит Традиция – Путь к Смыслу. Это не значит, что кроме него больше никто об этом не говорил. Нет. Достаточно выделить школу Генона с его школой, но все эти люди были представителями Традиции. Имя Франкла привлекательно тем, что он являлся представителем академической науки, а также одним из основоположников экзистенциальной психологии, с ее логотерапией – или методом терапии, позволяющим вернуть человеку к реалиям жизни. Необходимо отметить, что для российского читателя термин «логотерапия» имеет совсем другой смысл, чем тот, который в него вкладывал Виктор Франкл. У Франкла логотерапия – это не коррекция дефектов речи, а лечение словом. В дальнейшем этот термин был заменен термином «экзистенциальный анализ» в качестве альтернативы психоанализу. Еще в юности Франкл разочаровался в психоанализе и начал искать свой метод терапии в работе с больными, охваченными депрессивным синдромом. На фрейдовское суждение о том, что если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен, Франкл противопоставил свой аргумент: « Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос». Именно тут протекает водораздел между животным и человеком. Животные не задумываются над смыслом жизни, они представляют собой биороботов, которые управляются природой с помощью инстинктов и рефлексов. Человек до определенной поры также является биороботом, но в возрасте трех лет, когда происходит формирование сознания, и начинают прорастать первые его ростки, ребенок впервые задает вопрос: «откуда я произошел?» Это и есть первое рождение личности, как говорил отечественный психолог Алексей Леонтьев. Вторым рождением личности станет определение смысла своего существования и претворение его в мире. Именно эта идея станет краеугольным камнем всей его творческой работы. Подхваченная эстафетная палочка, передаваемая от Кафки, Камю и Сартра, найдет свое прибежище в руках Франкла. Он противопоставит апологетам абсурдизма «волю к смыслу», которая заменит фрейдовскую «волю к удовольствию», или адлеровскую «волю к власти». Сам же Франкл станет основоположником Третьей венской школы психотерапии (Первая и Вторая венские школы были основаны соответственно Фрейдом и Адлером). С помощью своего метода – экзистенциального анализа – Франкл откроет в психологии новые грани феномена личности. Именно эти грани обозначат новые поиски в психологии, которые удостоятся новыми открытиями в лице другого замечательного психолога – Станислава Грофа, который станет основоположником трансперсональной психологии. Грани, которые обозначит Франкл, уместятся в «Десять тезисов о личности». Именно так он назовет одну из своих работ. Эти десять тезисов заставят ученых по-новому взглянуть на старые проблемы не только в области психологии, но в области психотерапии и психиатрии. Эти десять тезисов вкратце выглядят так: – личность есть нечто неделимое; – личность есть нечто неслагаемое; – каждая личность есть нечто новое; – личность духовна; – личность экзистенциальна; – личность соотносится с Я, а не с Оно; – личность создает единство и целостность; – личность динамична; – личность есть нечто трансцендирующее или персонирующее к трансцендентному; – личность есть нечто, что ищет смысл. Можно было бы пуститься в долгие разъяснения этих тезисов, но мы не ставим себе подобной задачи в этой статье. Наша цель – привлечь хотя бы небольшое внимание к имени Виктора Франкла, которое, по нашему мнению, еще сравнительно мало известно российскому читателю. | |
|
Всего комментариев: 0 | |